Supply Chain Management (SCM) или управление цепочкой поставок - термин, вошедший в обращение, относительно недавно. Данное понятие является объемным и включает в себя определения, используемые ранее, такие как ECR (Efficient Customer Response) и DRP (Distribution Resource Planning).
На самом деле, SCM подразумевает под собой не простое определение, а новую стратегию компании. SCM означает формирование такой сети сбыта, при которой нужные товары будут доставлены в нужное место, в нужное время с наименьшими издержками.
SCM направлен на создание оптимальных каналов взаимодействия с дистрибьюторами и конечными потребителями. А именно:
Особенности внедрения SCM связаны с тем, какие товары производит и реализует компания, какую политику компания использует при взаимодействии с дистрибьюторами и конечными покупателями, то есть может быть индивидуальна в каждом случае.
Тем не менее, можно выделить 7 основных принципов SCM:
Внедрение SCM на предприятии требует от компании ряда значительных изменений в менталитете персонала – нужно уделять больше внимания клиентским данным, увеличивать оперативности работы и т.д.
Однако изменения заключаются не только в этом. Компании требуются технологические решения, которые позволят обеспечить этот переход. Основной упор делается на создание единого информационного пространства внутри компании, автоматизацию процессов и анализ получаемой информации.
С помощью современных решений компания получает возможность собирать, обрабатывать, хранить и анализировать данные о спросе, изменениях потребностей, индивидуальных потребностей покупателей.
На основе этой информации менеджерам легче прогнозировать спрос, формировать индивидуальные планы закупок для различных поставщиков и организовывать поставки и логистические схемы, так чтобы сократить все физические издержки (издержки на хранение и транспортировку) и посреднические издержки (упущенная выгода и неудовлетворенный спрос).
Для поставщиков и третьих сторон SCM-решения так же предоставляют преимущества. Благодаря их использованию компанией поставщиком, дистрибуторы получают более качественный сервис, их заявки быстро обрабатываются и они получают возможность контролировать процесс формирования заказа.
SCM часто воспринимается компаниями, как часть автоматизации компании и управления оперативными процессами ERP. Поэтому существует ряд решений, в которых SCM интегрирован как один из элементов.
SCM связаны с отделами продаж, отделами маркетинга и планирования, производственными и финансовыми службами.
Именно поэтому внедрение одного CRM-решения не позволяет оптимизировать свою деятельность так, как если ей внедряется комплексная система - ERP (Enterprise Resource Planning).
Многие компании используют SCM-модули интегрированные в ERP-системы. То есть в тех случаях, когда компания использует систему SAP, для SCM будет использован модуль, интегрированный в R/3.
У использования решений, интегрированных в общую ERP-систему, есть свои преимущества и недостатки.
Плюсом решений является использование общей системы, которая позволяет объединять данные различных служб - финансовых отделов, отделов продаж, склада и т.д. для создания общей базы, получения данных и совместного использования клиентских данных.
Pешения направлены на два основных направления: