Эффективные решения для Вашего бизнеса

Что такое Supply Chain Management (SCM) или управление цепочкой поставок?

Supply Chain Management (SCM) или управление цепочкой поставок - термин, вошедший в обращение, относительно недавно. Данное понятие является объемным и включает в себя определения, используемые ранее, такие как ECR (Efficient Customer Response) и DRP (Distribution Resource Planning).

На самом деле, SCM подразумевает под собой не простое определение, а новую стратегию компании. SCM означает формирование такой сети сбыта, при которой нужные товары будут доставлены в нужное место, в нужное время с наименьшими издержками.

SCM направлен на создание оптимальных каналов взаимодействия с дистрибьюторами и конечными потребителями. А именно:

  • изучать спрос и предлагать на рынок товары, которые оптимально отвечали потребностям покупателей;
  • быстро обрабатывать заказы и запросы;
  • планировать поставки таким образом, что бы товар "не залеживался" или, наоборот, не возникало неудовлетворенного спроса на товар;
  • создавать долгосрочные отношения с дистрибуторами и постоянно расширять сеть сбыта.

Особенности внедрения SCM связаны с тем, какие товары производит и реализует компания, какую политику компания использует при взаимодействии с дистрибьюторами и конечными покупателями, то есть может быть индивидуальна в каждом случае.

Тем не менее, можно выделить 7 основных принципов SCM:

  1. производить сегментирование потребителей на основе потребности в сервисах;
  2. ориентировать логистическую сеть на клиента;
  3. внимательно следить за рыночным спросом, и производить планирование, опираясь на них;
  4. изучать спрос потребителей;
  5. стратегически планировать поставки;
  6. разрабатывать стратегию цепи снабжения;
  7. использовать методы привлечения (захвата) новых каналов распределения.

Внедрение SCM на предприятии требует от компании ряда значительных изменений в менталитете персонала – нужно уделять больше внимания клиентским данным, увеличивать оперативности работы и т.д.

Однако изменения заключаются не только в этом. Компании требуются технологические решения, которые позволят обеспечить этот переход. Основной упор делается на создание единого информационного пространства внутри компании, автоматизацию процессов и анализ получаемой информации.

С помощью современных решений компания получает возможность собирать, обрабатывать, хранить и анализировать данные о спросе, изменениях потребностей, индивидуальных потребностей покупателей.

На основе этой информации менеджерам легче прогнозировать спрос, формировать индивидуальные планы закупок для различных поставщиков и организовывать поставки и логистические схемы, так чтобы сократить все физические издержки (издержки на хранение и транспортировку) и посреднические издержки (упущенная выгода и неудовлетворенный спрос).

Для поставщиков и третьих сторон SCM-решения так же предоставляют преимущества. Благодаря их использованию компанией поставщиком, дистрибуторы получают более качественный сервис, их заявки быстро обрабатываются и они получают возможность контролировать процесс формирования заказа.

SCM часто воспринимается компаниями, как часть автоматизации компании и управления оперативными процессами ERP. Поэтому существует ряд решений, в которых SCM интегрирован как один из элементов.

SCM связаны с отделами продаж, отделами маркетинга и планирования, производственными и финансовыми службами.

Именно поэтому внедрение одного CRM-решения не позволяет оптимизировать свою деятельность так, как если ей внедряется комплексная система - ERP (Enterprise Resource Planning).

Многие компании используют SCM-модули интегрированные в ERP-системы. То есть в тех случаях, когда компания использует систему SAP, для SCM будет использован модуль, интегрированный в R/3.

У использования решений, интегрированных в общую ERP-систему, есть свои преимущества и недостатки.

Плюсом решений является использование общей системы, которая позволяет объединять данные различных служб - финансовых отделов, отделов продаж, склада и т.д. для создания общей базы, получения данных и совместного использования клиентских данных.

Pешения направлены на два основных направления:

  1. регулирование операционных процессов (автоматизация приема и обработки заказов, электронный документооборот, учет продаж и т.д.)
  2. оптимизация дальнейших процессов (прогнозирование спроса, расчет оптимальных схем доставки, анализ и планирование сбытовой деятельности).
В том, что использование SCM-решений выгодно и способно во многом облегчить работу компании и сократить издержки, связанные с логистикой и хранением товаров никто не сомневается. И таким образом, можно прогнозировать дальнейшее развитие использования SCM различными компаниями.